Главная
Сведения об образовательной организации
Основные сведения
Общие сведения об организации
Сведения об учредителе
Дата создания Центра
Месторасположение Центра на карте
Контактные телефоны
Режим работы Центра
Структура и органы управления образовательной организацией
Структура Центра
Основные направления деятельности Центра
Документы
Федерального уровня
Муниципального уровня
Локальные акты
Платные образовательные услуги
Предписания органов осуществляющих государственный контроль
Документы
Устав
Лицензия
Образовательные программы
Отчет о результатах самообследования
Образовательные стандарты
План финансово-хозяйственной деятельности
Руководство. Педагогический состав
Образование
Обеспечение безопасности образовательного учреждения
Материально - техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
Финансово - хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода)
Правила приема и отчисления
Нормативно-правовая база [НСОКО]
Общая информация о работе центра
Кабинет специалиста
Кабинет директора
Педагог-психолог
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Cоциальный педагог
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Учитель-логопед
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Быстрая навигация

Познавательное развитие как средство формирования речи детей с ОВЗ

Познавательное развитие как средство формирования речи

детей с ОВЗ

Речь неотделима от мира мыслей: в ней отражаются логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития. Дошкольный возраст является сензитивным для развития всех сторон речи ребенка, расширения и обогащения детских представлений о разнообразии окружающего мира. У детей  с ОВЗ наблюдается  иная картина. Несформированность внимания, недостаточное развитие словесно-логического мышления и лексико-грамматических категорий затрудняют  овладение связной речью.

Проблема развития речи у детей с ОВЗ особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.

Критическая ситуация в развитии речевой активности детей обусловлена рядом негативных факторов:

– ухудшение состояния здоровья детей;

– существенное снижение объема «живого» общения родителей и детей;

– глобальное снижение уровня речевой культуры в обществе;

– дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи, что проявляется либо в его необоснованной интенсификации (стремление к раннему обучению письменной речи в ущерб устной), либо в равнодушном к нему отношении.

Интегрированное познавательное и речевое развитие – специально организованный образовательный процесс, направленный на:

развитие познавательной активности и интересов детей с ОВЗ,

развития речи как способа познания мира и формирование способов умственной деятельности;

становление системы элементарных научных знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

В этом заключается цель познавательного и речевого развития и воспитания. Специфика работы проявляется по сравнению с традиционными подходами к определению задач.

Реализация совместной интегрированной речевой и познавательной деятельности в ДОУ представляет явления не фрагментарно, а целостно;

  • побуждает детей с ОВЗ к активному познанию окружающей действительности и нахождению причинно-следственных связей;
  • стимулирует интерес детей и снижает их утомляемость посредством переключения с одного вида деятельности на другой;
  • позволяет высвобождать часы для свободной деятельности ребенка, развивать двигательный потенциал;
  • снимает напряженность, страх, неуверенность;
  • развивает речь посредством сравнений и обобщений.

Познавательная  деятельность детей с ОВЗ поначалу представляет собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. С ростом и развитием дошкольников, познавательная деятельность вычленяется в особую деятельность со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о окружающем мире.

Задачи познавательно-речевого развития детей с ОВЗ:

– способствовать обогащению активного словаря детей с ОВЗ через познавательно-исследовательскую деятельность;

– обогащать эмоционально – чувственный опыт   детей  с ОВЗ в процессе непосредственного общения с предметами, явлениями, людьми;

– формировать бережное отношение к окружающему миру, закреплять положительные эмоции, умение их проявлять;

– создать условия, способствующие выявлению и поддержанию интересов у детей,  проявления самостоятельности в  их  познавательно-речевом развитии;

– поддерживать условия для развития познавательно – речевых процессов дошкольников во всех видах деятельности;

-привлечь родителей к совместной с детьми исследовательской, продуктивной деятельности, способствующей возникновению речевой активности.

Выше перечисленные задачи познавательно-речевого развития детей с ОВЗ заключаются в обогащении речи детей и расширении представлений об окружающем мире, обучении свободно и грамотно строить свои высказывания, подкрепляя их доводами и фактами из различных областей знаний, доступных воспитанникам, побуждении познавательных интересов.

Планирование и отбор речевого материала для детей с ОВЗ.

Обязательный для усвоения материал должен содержать в себе потенциальную возможность для того, чтобы ребенок с речевыми нарушениями научился ориентироваться на значение и смысл предложно-падежных конструкций, правильно употреблять их и замечать ошибки в своей речи и речи сверстника.

В первую очередь нужно помочь детям с ОВЗ научиться понимать, чего от них хочет взрослый в процессе бытового общения я и на занятиях по организованной образовательной деятельности, следовательно материал должен включать в себя все виды речевых конструкций (повествование, вопрос, побуждение, отрицание) и отрабатываться на таких темах как «Какой Я», «Я и моя семья», « Я в группе», «Как я занимаюсь».

Дополнительный речевой материал должен создавать условия для овладения  языком детей с разными клиническими проявлениями общего недоразвития речи. Он необходим в случаях связанных с нарушениями сенсорного или моторного компонента их речи, педагогической запущенностью или задержкой психического развития.

Направления работы познавательно – речевого развития

детей с ОВЗ.

При организации познавательно-речевого развития детей с ОВЗ, мы опираемся на следующие направления:

Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращать на произношение длинных и незнакомых слов.

Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети с ОВЗ учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.

В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с проблемами, надо учиться решать их самостоятельно.

Поэтому, непосредственную образовательную деятельность, мы стараемся строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями.

Развитие любознательности. Любознательность – качество присущее всем детям. Оно выражается в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привезти в действие. О наличии этого качества у ребенка, свидетельствуют бесчисленные вопросы. И здесь важная задача – поддерживать любознательность ребенка, организуя непосредственную образовательную деятельность, наблюдения, стараться вовремя и доступным для понимания языком ответить на возникшие вопросы, направлять детские мысли на самостоятельный поиск ответа и умения делать выводы.

Сенсорное воспитание, так как для ребенка-дошкольника, познание окружающего мира начинается с ощущений и восприятий. Чем выше уровень их развития, тем богаче возможности познания окружающего мира.

Игра, являющаяся одной из самых действенных средств познавательно-речевого развития. Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети с ОВЗ овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл познание мира, воспитание определенных нравственных качеств.

Организация познавательно-речевого развития.

Создание благоприятных условий для общения с окружающими людьми.

Создание эмоционально-благоприятных ситуаций, способствующих возникновению желания активно участвовать в речевом общении

Стимулирование ребенка к общению. Развитие общения ребенка в коллективных видах деятельности.

Помощь в  развитии инициативы детей в общении со сверстниками.

Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и  совершенствует познавательную деятельность детей с ОВЗ.

Ведь дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. И задача, нас –  педагогов  не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать.

Направления работы познавательно – речевого развития

детей с ОВЗ.

При организации познавательно-речевого развития детей с ОВЗ, мы опираемся на следующие направления:

Совершенствование собственной речи. Дошкольник, проводящий большую часть в детском саду, воспринимает нашу речь, как образец. Поэтому при общении с ребенком, необходимо говорить правильно, не искажая звуков, не съедая окончаний. Особое внимание обращаю на произношение длинных и незнакомых слов.

Формирование представлений об окружающем мире. Здесь дети с ОВЗ учатся объяснять мир: понимать, что происходит сейчас, предугадать, что произойдет в будущем, принимать нужные решения; определять свое отношение к происходящему: различать, что хорошо, а что плохо; выбирать, как поступить, чтобы потом не было стыдно.

В жизни людям приходится решать самые разные задачи. Чтобы справиться с проблемами, надо учиться решать их самостоятельно. Поэтому, непосредственную образовательную деятельность, мы стараемся строить таким образом, чтобы дети чувствовали себя настоящими исследователями. А для этого:

на непосредственной образовательной деятельности создается проблемная ситуация;

дети высказывают предположение о том, что они будут изучать на          непосредственной образовательной деятельности;

в беседе дети открывают для себя новые знания;

– определяют правильность своих предположений;

– объясняют, что они узнали и учатся оценивать, как они работали.

Организация познавательно-речевого развития в игровой деятельности.

Именно через игру можно ввести ребенка в сложнейший мир познания. В игре, дети овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Ведь в правилах игры заложен глубокий смысл познание мира, воспитание определенных нравственных качеств, развитие речи детей.

Сюжетно-ролевые игры. Здесь ребенок использует выразительные средства речи (интонация, громкость, темп, эмоциональная окрашенность, звукоподражание и пр.) для создания образа персонажа. Он учится планировать замысел игры, развивать его, придумывать дальнейший ход событий, смотреть на игровую ситуацию с разных позиций, поскольку он исполняет несколько ролей.

В группе созданы необходимые условия для организации сюжетно – ролевых игр: «Больница», «Аптека», «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Библиотека», «Шоферы», «Автомобилисты», «Спасатели».

В театрализованных играх, дети разыгрывают сюжеты и берут на себя роли из литературных произведений, сказок, мультфильмов и пр. В этих играх имеется готовый сюжет, а характер и действия героев определяются содержанием произведения. Театрализованная игра приобщает детей к творческой художественной деятельности и к искусству. Она способствуют более глубокому пониманию смысла обыгрываемых произведений и активизируют речь детей с ОВЗ.

В замысле, содержании строительных игр заключена  умственная задача, решение которой требует предварительного обдумывания: что сделать, какой нужен материал, в какой последовательности должно идти строительство. Это способствует развитию конструктивного мышления, умению создавать различные модели, расширяет знания детей о цвете, величине, форме.

В процессе строительно-конструктивных игр, дети с ОВЗ учатся наблюдать, различать, сравнивать, запоминать и воспроизводить приемы строительства, сосредотачивать внимание на последовательности действий. Дети усваивают схему изготовления постройки, учатся планировать работу, представляя ее в целом, осуществляют анализ и синтез постройки, проявляют фантазию.

Под руководством педагога дети с ОВЗ овладевают  словарем, то есть обогащается речь, выражающая  названия геометрических тел, пространственных отношений: высоко – низко, направо – налево, вверх-вниз, длинный – короткий и т.д.

Дидактические игры занимают особенно важное место в этой работе, поскольку, обязательным элементом в них является познавательное содержание и умственные задачи. Этому виду игры уделено большое внимание, т.к. она развивает активность ребенка. Дидактическая игра создается  специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задач. В этой игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. У дошкольников развиваются познавательные процессы и способности, они усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности.

Сущность дидактической игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определенные трудности. Ребенок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую, это повышает его познавательную и умственную активность. В дидактической игре формируется познавательная деятельность ребенка, активизируется его речь.

В группе предоставлены для детей с ОВЗ разнообразные дидактические игры, большая часть которых сделана своими руками и руками родителей.

Это настольно – речевые дидактические игры, содержащие в основе парность картинок, принцип разрезных картинок,  сюжетных картинок, которые очень привлекают детей с ОВЗ. То, что в обычной речи могло остаться незамеченным, в процессе игры со словом откладывается в памяти, запоминается без напряжения. Дети-дошкольники хорошо воспринимают ритмичные повторы и созвучия. Эти игры дают возможность уделить внимание каждому ребенку. Взаимодействие взрослых с дошкольниками в познавательно – речевом развитии. Родители комментируют все события в жизни ребенка, этапы осуществления совместных действий. Обращают внимание на практические действия детей, стимулируют речевую активность во время совместных игровых и предметных действий. Создают проблемные ситуации, требующие проявления речевой активности  ребенка. Хвалят за любые попытки говорения. Переспрашивают  ребенка, так ли они его поняли, провоцируя отрицательный или утвердительный ответ .Родители детей с ОНР постепенно берут на себя поддерживающие и закрепляющие функции развивающего взаимодействия с ребенком, создавая  у него мотивацию к преодолению речевых и коммуникативных трудностей и формируя положительные установки на общение с педагогами и ровесниками, формирование системы языковых ориентировок и чувства языка. Развитие «чувства языка» – приемы и методы: Данная задача решается  в результате неосознанного обобщения опыта ориентировочных действий в разных коммуникативных условиях.

  • Сопряженно-отраженного проговаривания и договаривания;
  • Метод ассоциаций;
  • Формирование межанализаторных связей;
  • Опережающего выделения окончания слова с помощью фоноритмики;
  • Намеренной ошибки и моделирования «ловушки».

Метод проекта содержит разнообразные формы познавательной – исследовательской работы, которые легко вписываются в совместную деятельность педагога с детьми дошкольного возраста. Именно этот возраст характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. И, что немаловажно, проект учитывает совместную познавательно-речевую деятельность детей, педагогов и родителей.

Интегрированное  познавательно – речевое развитие способствует формированию интеллектуальных качеств личности, предпосылок к учебной деятельности, развивает речь детей с ОВЗ.

Список литературы

  1. Никулина Г. В., Охраняем и развиваем зрение / Г. В. Никулина, Л. В. Фомичева. – С-Пб.: Детство-пресс, 2006.
  2. Плаксина Л. И., Коррекционно-развивающая среда в дошкольных учреждениях компенсирующего вида/Л. И. Плаксина, Л. С.Сековец. – М.: ЗАО «Эстето-Кудиц», 2009.
  3. Сергеева Л. В., Лапшина Т. В., Сапронова О. П., Царева О. Н., Ярославцева Е. А. «Формирование здорового образа жизни у дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (нарушение зрения)» / Сергеева Л. В. и др. – Тольятти. «Форум», 2012.

Подготовила: Макулина О.В.